ПОЛЯРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

«КАРТЕШ»

Логотип проекта "Полярная экспедиция "Картеш"

Экспедиция МАКЭ 

«Память Российской Арктики – 2019»

Один из старейших беломорских маяков – Терско-Орловский – находится на побережье Белого моря. Он расположен на Терском берегу Кольского полуострова на возвышенности мыса Орлов-Терский Толстый.


В этой части Белого моря лежит обширный район мелей и банок, известных под общим названием Северные кошки, однако до начала XIX века здесь не было никаких специально построенных навигационных ориентиров.

4
11
8
14
6.JPG

План поставить на мысе Орлова маяк появился стараниями Адмиралтейств-коллегии еще в 1806 году, но его осуществлению помешала война с Наполеоном.

В ходе последующих экспедиций 1817 – 1827 годов было выяснено, что в этом районе Белого моря, помимо мелей, есть сильные течения и густые туманы. В результате исследований появились более точные карты этого района и рекомендации по ограждению наиболее опасных мест. Подробнее об этих экспедициях и других интересных фактах можно прочесть на сайте «Маячник. Маяки России и мира». 

В 1842 году на одном из холмов мыса Орлова в 180 м от берега были выстроены каменная круглая башня высотой 19 метров с фонарной конструкцией, дающей белый постоянный свет, и колокольня с 35-пудовым колоколом для туманных сигналов.

Маяк начал действовать 1 сентября 1842 года.

Через некоторое время потребовался серьезный ремонт маяка, приобретенное во Франции фонарное сооружение оказалось меньшего диаметра, чем заказывали, и его установили на деревянных, а не на каменных балках. Балки подгнили, и фонарному сооружению стало угрожать падение.

15.JPG

9 июля 1872 года во время ремонта маяка к мысу подошла со строительными материалами шхуна «Самоед». Во время транспортировки грузов к берегу гребной катер перевернулся. Погибли 17 матросов, 3 мастеровых, офицер и корабельный инженер. Перегруженная шлюпка попала в сулой (так называются стоячие волны, образующиеся в месте, где сталкиваются встречные течения) и практически мгновенно затонула. Спасти удалось лишь одного человека – заведующего Гидрографической частью Архангельского портового управления штабс-капитан П.А. Мордовина.

 

Командование и чины Архангельского порта решили увековечить память своих погибших товарищей и собрали деньги на строительство часовни, освященной в честь Архангела Гавриила, построенной около Терско-Орловского маяка в память о погибших.

 

Инициативу поддержал командир порта капитан 1 ранга князь Л.А. Ухтомский. Осенью 1873 г. проект был утвержден, а в 1876 г. на средства, собранные по добровольной подписке среди служащих Архангельского порта, на мысе вблизи маяка выстроили деревянную часовню, которая была разрушена в 1980-х гг.

 

Одной из главных задач экспедиции «Память Российской Арктики – 2019» была установка креста на месте, где стояла часовня.

Еще одна крупная трагедия произошла в районе Терско-Орловского маяка в конце октября 1941 г. Между 20 и 24 октября здесь погиб сторожевой корабль СКР-70 (мобилизованный рыболовецкий траулер РТ-66 «Урал»), находившийся в дозоре на линии маяк Терско-Орловский – банка Круглая Орловская. Скорее всего, он подорвался на плавающей мине. В октябре 1941 г. в районе Терско-Орловского маяка погибли 40 человек – экипаж СКР-70 в полном составе.

10.JPG

Выполненным в рамках экспедиции работам предшествовали серьезные исследования, проведенные в архивах (прежде всего в Российском государственном архиве Военно-морского флота (г. Санкт-Петербург) и Государственном архиве Архангельской области) и библиотеках, связанные с выявлением списков погибших и уточнением.

 

Проект установки памятного креста и знака реализован в рамках программы «Память Российской Арктики» Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева.

 

С 1986 г. МАКЭ и Фонд полярных исследований под руководством создателя и бессменного начальника экспедиции профессора П.В. Боярского проводят работы по комплексному выявлению и изучению культурного и природного наследия на островах и архипелагах Российской Арктики. Результатами трудов стали десятки монографий и сотни статей, карты культурного и природного наследия различных регионов, в том числе архипелагов Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, острова Вайгач.

С 1989 г. реализуется программа МАКЭ «Память Российской Арктики». Она заключается в создании единой системы увековечения памяти отечественных и зарубежных полярных первооткрывателей, первопроходцев, исследователей, а также путешественников и моряков, погибших в Арктике. В 1989 – 2017 гг. по инициативе и при участии МАКЭ было установлено более 20 крестов и памятных знаков на островах, архипелагах и побережье Российской Арктики – от Белого до Чукотского морей.

9.JPG

К Терско-Орловскому маяку участники экспедиции были доставлены гидрографическим судном ГС-260 (капитан А.В. Елагин) Архангельского района Гидрографической службы (командир – капитан 2 ранга Д.С. Пиев). Суда района осуществляют снабжение беломорских маяков, выполняя сегодня те же функции, что и шхуна «Самоед» (и другие суда Российского Императорского флота) в XIX – начале XX вв.

 

Естественно, что проект, связанный с установкой креста, не мог быть реализован без участия Русской Православной Церкви. Начинание благословили Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан и Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (по его инициативе реализуется Патриарший проект «Русская Арктика и Антарктида»). В экспедиции принял участие священник Североморской Епархии отец Алексий (Серов), служащий в селе Умба.

 

Терско-Орловский маяк в настоящее время территориально относится к Мурманской области. Но его история и события, память о которых была увековечена участниками экспедиции, самым тесным образом связана с Архангельском. Согласно архивным документам, выявленным при подготовке экспедиции, один из офицеров шхуны «Самоед» - прапорщик Алексей Ефимович Тетерин был уроженцем Архангельска.

 

В составе Архангельской флотской роты служили унтер-офицеры и матросы шхуны «Самоед». Из 40 членов экипажа, погибших в 1940 г. на СКР-70 15 человек были уроженцами Архангельска и Архангельской области.

 

Автором 6-метрового (высота от основания) лиственничного креста, созданного с соблюдением всех православных канонов, стал известный архангельский художник и скульптор Ю.В. Ходий. В экспедиции принял участие замечательный мастер – архангелогородец С.В. Хвиюзов, осуществивший установку креста.

 

Основной состав участников экспедиции (6 человек) прибыл к Терско-Орловскому маяку на судне, а один из членов команды – Сергей Николаевич Кутасов пришел к месту проведения работ в ходе длительного автономного пешего похода по тундре Кольского полуострова. К моменту встречи на маяке он находился в пути 112 суток. На маяке он провел 34 дня. Еще зимой он наладил связь с маячниками, а, ожидая основную группу, С.Н. Кутасов смог точно установить место, где находилась часовня и подготовить площадку для установки креста. Во время этих работ им были обнаружены остатки церковной утвари, что неопровержимо свидетельствует о том, что часовня находилась именно в том месте, где был установлен крест.

1.jpg

18 сентября 2019 г. гидрографическое судно ГС-260 вышло из Архангельска. На следующий день оно бросило якорь в районе Терско-Орловского маяка. Но из-за плохой погоды и волнения моря, препятствующего спуску плашкоута – основного средства доставки людей и грузов на берег, высадиться на берег участники экспедиции смогли лишь через день – 20 сентября.

 

21 сентября крест и памятный знак были установлены в точке с координатами: N 67° 12' E 41° 19', в 800 м к северо-западу от маяка. В работах принимали активное участие начальник маячной службы Архангельского района Гидрографической службы В.В. Овсянников, начальник маяка Р.Р. Гадельянов, военнослужащие расположенного рядом с маяком поста радиотехнической службы и другие люди. 23 сентября отец Алексий произвел освящение креста и знака и отслужил литию по погибшим морякам.

 

Из-за неблагоприятных погодных условий все, находившиеся на берегу были сняты на судно лишь 29 сентября. За время, проведенное в окрестностях маяка, участникам экспедиции удалось детально ознакомиться с местностью, где произошли трагические события 1872 года. Были предприняты попытки поиска могилы двух погибших, захороненных на берегу, собран ряд артефактов для Кронштадтского Морского музея.

 

В день установки креста и памятного знака в 180-летней истории Терско-Орловского маяка открылась новая страница – его перевели в автоматический режим работы. Это означает, что он больше не будет обслуживаться людьми. Но рядом с маяком продолжают нести службу военные, иногда посещают его окрестности немногочисленные туристы и местные жители. Все им напомнит об истории этого места и трагических событиях, случившихся вблизи него, небольшой мемориальный комплекс, созданный в Заполярье участниками экспедиции «Память Российской Арктики – 2019».

21.JPG

При подготовке статьи использованы материалы,  предоставленные участниками программы «Память Российской Арктики» Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева;  данные, размещенные   на сайте «Маячник. Маяки России и мира»; и другие опубликованные источники.

Фото: Никита Кузнецов, руководитель экспедиции МАКЭ.