Научная деятельность
Культурная миссия

© 2014-2019 Полярная экспедиция «Картеш»

Связаться с нами
  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon

ПОЛЯРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

«КАРТЕШ»

Логотип проекта "Полярная экспедиция "Картеш"

Экспедиция МАКЭ 

«Память Российской Арктики – 2019»

Один из старейших беломорских маяков – Терско-Орловский – находится на побережье Белого моря. Он расположен на Терском берегу Кольского полуострова на возвышенности мыса Орлов-Терский Толстый.


В этой части Белого моря лежит обширный район мелей и банок, известных под общим названием Северные кошки, однако до начала XIX века здесь не было никаких специально построенных навигационных ориентиров.

Home
News
Expeditions
Exhibitions
About Vessel
Photo Gallery
About us
Главная
Новости
Дневники экспедиций
Научная деятельность
Экспедиции
Выставки
О судне
Фотогалерея
О проекте
Видео
Интервью
История судна "Картеш" в фотографиях
4
11
8
14
6.JPG

План поставить на мысе Орлова маяк появился стараниями Адмиралтейств-коллегии еще в 1806 году, но его осуществлению помешала война с Наполеоном.

​

В ходе последующих экспедиций 1817 – 1827 годов было выяснено, что в этом районе Белого моря, помимо мелей, есть сильные течения и густые туманы. В результате исследований появились более точные карты этого района и рекомендации по ограждению наиболее опасных мест. Подробнее об этих экспедициях и других интересных фактах можно прочесть на сайте «Маячник. Маяки России и мира». 

​

В 1842 году на одном из холмов мыса Орлова в 180 м от берега были выстроены каменная круглая башня высотой 19 метров с фонарной конструкцией, дающей белый постоянный свет, и колокольня с 35-пудовым колоколом для туманных сигналов.

​

Маяк начал действовать 1 сентября 1842 года.

​

Через некоторое время потребовался серьезный ремонт маяка, приобретенное во Франции фонарное сооружение оказалось меньшего диаметра, чем заказывали, и его установили на деревянных, а не на каменных балках. Балки подгнили, и фонарному сооружению стало угрожать падение.

15.JPG

9 июля 1872 года во время ремонта маяка к мысу подошла со строительными материалами шхуна «Самоед». Во время транспортировки грузов к берегу гребной катер перевернулся. Погибли 17 матросов, 3 мастеровых, офицер и корабельный инженер. Перегруженная шлюпка попала в сулой (так называются стоячие волны, образующиеся в месте, где сталкиваются встречные течения) и практически мгновенно затонула. Спасти удалось лишь одного человека – заведующего Гидрографической частью Архангельского портового управления штабс-капитан П.А. Мордовина.

 

Командование и чины Архангельского порта решили увековечить память своих погибших товарищей и собрали деньги на строительство часовни, освященной в честь Архангела Гавриила, построенной около Терско-Орловского маяка в память о погибших.

 

Инициативу поддержал командир порта капитан 1 ранга князь Л.А. Ухтомский. Осенью 1873 г. проект был утвержден, а в 1876 г. на средства, собранные по добровольной подписке среди служащих Архангельского порта, на мысе вблизи маяка выстроили деревянную часовню, которая была разрушена в 1980-х гг.

 

Одной из главных задач экспедиции «Память Российской Арктики – 2019» была установка креста на месте, где стояла часовня.

​

Еще одна крупная трагедия произошла в районе Терско-Орловского маяка в конце октября 1941 г. Между 20 и 24 октября здесь погиб сторожевой корабль СКР-70 (мобилизованный рыболовецкий траулер РТ-66 «Урал»), находившийся в дозоре на линии маяк Терско-Орловский – банка Круглая Орловская. Скорее всего, он подорвался на плавающей мине. В октябре 1941 г. в районе Терско-Орловского маяка погибли 40 человек – экипаж СКР-70 в полном составе.

10.JPG

Выполненным в рамках экспедиции работам предшествовали серьезные исследования, проведенные в архивах (прежде всего в Российском государственном архиве Военно-морского флота (г. Санкт-Петербург) и Государственном архиве Архангельской области) и библиотеках, связанные с выявлением списков погибших и уточнением.

 

Проект установки памятного креста и знака реализован в рамках программы «Память Российской Арктики» Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева.

 

С 1986 г. МАКЭ и Фонд полярных исследований под руководством создателя и бессменного начальника экспедиции профессора П.В. Боярского проводят работы по комплексному выявлению и изучению культурного и природного наследия на островах и архипелагах Российской Арктики. Результатами трудов стали десятки монографий и сотни статей, карты культурного и природного наследия различных регионов, в том числе архипелагов Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, острова Вайгач.

​

С 1989 г. реализуется программа МАКЭ «Память Российской Арктики». Она заключается в создании единой системы увековечения памяти отечественных и зарубежных полярных первооткрывателей, первопроходцев, исследователей, а также путешественников и моряков, погибших в Арктике. В 1989 – 2017 гг. по инициативе и при участии МАКЭ было установлено более 20 крестов и памятных знаков на островах, архипелагах и побережье Российской Арктики – от Белого до Чукотского морей.

9.JPG

К Терско-Орловскому маяку участники экспедиции были доставлены гидрографическим судном ГС-260 (капитан А.В. Елагин) Архангельского района Гидрографической службы (командир – капитан 2 ранга Д.С. Пиев). Суда района осуществляют снабжение беломорских маяков, выполняя сегодня те же функции, что и шхуна «Самоед» (и другие суда Российского Императорского флота) в XIX – начале XX вв.

 

Естественно, что проект, связанный с установкой креста, не мог быть реализован без участия Русской Православной Церкви. Начинание благословили Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан и Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (по его инициативе реализуется Патриарший проект «Русская Арктика и Антарктида»). В экспедиции принял участие священник Североморской Епархии отец Алексий (Серов), служащий в селе Умба.

 

Терско-Орловский маяк в настоящее время территориально относится к Мурманской области. Но его история и события, память о которых была увековечена участниками экспедиции, самым тесным образом связана с Архангельском. Согласно архивным документам, выявленным при подготовке экспедиции, один из офицеров шхуны «Самоед» - прапорщик Алексей Ефимович Тетерин был уроженцем Архангельска.

 

В составе Архангельской флотской роты служили унтер-офицеры и матросы шхуны «Самоед». Из 40 членов экипажа, погибших в 1940 г. на СКР-70 15 человек были уроженцами Архангельска и Архангельской области.

 

Автором 6-метрового (высота от основания) лиственничного креста, созданного с соблюдением всех православных канонов, стал известный архангельский художник и скульптор Ю.В. Ходий. В экспедиции принял участие замечательный мастер – архангелогородец С.В. Хвиюзов, осуществивший установку креста.

 

Основной состав участников экспедиции (6 человек) прибыл к Терско-Орловскому маяку на судне, а один из членов команды – Сергей Николаевич Кутасов пришел к месту проведения работ в ходе длительного автономного пешего похода по тундре Кольского полуострова. К моменту встречи на маяке он находился в пути 112 суток. На маяке он провел 34 дня. Еще зимой он наладил связь с маячниками, а, ожидая основную группу, С.Н. Кутасов смог точно установить место, где находилась часовня и подготовить площадку для установки креста. Во время этих работ им были обнаружены остатки церковной утвари, что неопровержимо свидетельствует о том, что часовня находилась именно в том месте, где был установлен крест.

1.jpg

18 сентября 2019 г. гидрографическое судно ГС-260 вышло из Архангельска. На следующий день оно бросило якорь в районе Терско-Орловского маяка. Но из-за плохой погоды и волнения моря, препятствующего спуску плашкоута – основного средства доставки людей и грузов на берег, высадиться на берег участники экспедиции смогли лишь через день – 20 сентября.

 

21 сентября крест и памятный знак были установлены в точке с координатами: N 67° 12' E 41° 19', в 800 м к северо-западу от маяка. В работах принимали активное участие начальник маячной службы Архангельского района Гидрографической службы В.В. Овсянников, начальник маяка Р.Р. Гадельянов, военнослужащие расположенного рядом с маяком поста радиотехнической службы и другие люди. 23 сентября отец Алексий произвел освящение креста и знака и отслужил литию по погибшим морякам.

 

Из-за неблагоприятных погодных условий все, находившиеся на берегу были сняты на судно лишь 29 сентября. За время, проведенное в окрестностях маяка, участникам экспедиции удалось детально ознакомиться с местностью, где произошли трагические события 1872 года. Были предприняты попытки поиска могилы двух погибших, захороненных на берегу, собран ряд артефактов для Кронштадтского Морского музея.

 

В день установки креста и памятного знака в 180-летней истории Терско-Орловского маяка открылась новая страница – его перевели в автоматический режим работы. Это означает, что он больше не будет обслуживаться людьми. Но рядом с маяком продолжают нести службу военные, иногда посещают его окрестности немногочисленные туристы и местные жители. Все им напомнит об истории этого места и трагических событиях, случившихся вблизи него, небольшой мемориальный комплекс, созданный в Заполярье участниками экспедиции «Память Российской Арктики – 2019».

21.JPG

При подготовке статьи использованы материалы,  предоставленные участниками программы «Память Российской Арктики» Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева;  данные, размещенные   на сайте «Маячник. Маяки России и мира»; и другие опубликованные источники.

​

Фото: Никита Кузнецов, руководитель экспедиции МАКЭ.