Отзыв Виктории Мельниковой (Центр морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова)

Виктория Мельникова – представитель Центра морских исследований МГУ.

 

Виктория – участник комплексной арктической экспедиции 2015 года – проследовала на судне «Картеш» по маршруту Нарьян-Мар – Вайгач – Новая Земля – Обская губа – Мурманск. Виктория поделилась с нами впечатлениями об экспедиции, об Арктике, и рассказала о научной работе, проводимой на судне.

«Это была первая в моей жизни экспедиция на судне. Одна из основных задач, поставленных передо мной, состояла в определении чувствительности берегов к разливам нефти. Для этого нужно было провести фотосъемку и составить геоморфологические описания. С целью уточнения полученных результатов, а также для определения типа берега позже используют данные космической съёмки. По итогам составляется модульная карта, с помощью которой в дальнейшем можно учитывать особенности местности и знать, где можно провозить нефть, а где этого лучше не делать. 

В начале маршрута мы вместе со специалистами Совета по морским млекопитающим и представителями Баренцевоморского отделения Всемирного фонда дикой природы следили за атлантическим моржом и устанавливали фотоловушки на острове Вайгач. Моржи огромные, очень громкие, и довольно уродливы – но именно это впечатляет. На лежбище моржей стоит очень резкий запах, к которому сложно привыкнуть. Вообще для моржей с их плохим зрением запах очень важен, например, если по ветру к ним подойдет человек, они учуют его уже за 300 метров, и начнут пытаться уйти в море. Но если ветер дует от них, то, спрятавшись за скалу, можно подкрасться к ним даже в ярко-красном костюме довольно близко. Изучив моржей, мы получили достаточно данных, которые позволят следить за популяцией этих ластоногих и беречь животных от возможных нефтеразливов и других антропогенных воздействий.

Еще одной задачей во время экспедиции был сбор образцов нефтеокисляющих бактерий. На побережье Северного Ледовитого океана сохранилось огромное количество бочек с  горюче-смазочными материалами, завезенными туда еще с 50-х годов, например, на полярные станции. Со временем около некоторых бочек образовались бактериальные плёнки, иногда даже маты. Эти бактерии мы аккуратно собирали и замораживали. Надеюсь, в будущем этот материал поможет создать препараты, разлагающие нефть, и препараты, усиливающие нефтеотдачу.

Хотелось бы сказать ещё несколько слов о жизни на судне: в качку жить непривычно, но быстро «прикачиваешься». Погода во время нашего плавания была в основном хорошая, сильно не штормило. Даже при небольшой качке судно болтает, и поэтому всегда нужно пристегивать («прибортовывать») дорогостоящее оборудование. 

В целом, было жутко интересно. На судне «Картеш» очень комфортно, и собралась отличная команда, все они – прекрасные добрые ребята».

Мы оставили ненцам крупноформатные фотографии средней полосы России, чтобы они смогли украсить свои чумы. Однако у ненцев не принято говорить «спасибо» - они относятся к подаркам как к данности.

В Обской и Тазовской губах мы продолжили работу вместе с ребятами из «Газпрома». Они также проводили исследования чувствительности северной природы к антропогенным воздействиям. Ямал – богатый полуостров: в некоторых местах мы видели, как природный газ сочится прямо из воды. 

Там же мы часто встречали чумы ненцев и даже смогли посетить одно из ненецких поселений всей командой. Интересно устройство ненецкого чума, сооруженного из тонких сосновых балок, укрытых шкурами. Ненцы не лишены некоторых благ цивилизации – на нартах рядом с чумом была установлена спутниковая тарелка, а внутри находился плазменный телевизор. Мы были на Ямале в конце августа, и как раз в это время в разные селения прилетали вертолеты, чтобы забрать ненецких детей в город, в школу-интернат. Любопытна история четырехлетнего мальчика Леона, который совсем не говорит по-русски и живет с бабушкой и дедушкой. У Леона погибла мама, а отец вечно пропадает на охоте. Но этот мальчишка умеет держать палку как ружье, и различать следы животных, мы с ним долго играли, и он показал мне стадо оленей – он их называл «але»,– которое стерегли собаки. Собаки ненцев умные, выдрессированные, с довольно забавными кличками – Лук, Лопатка. Самих оленей нам даже удалось погладить.

Мне очень хотелось увидеть белых медведей, но никак не удавалось застать ни одного. Местные жители говорили, что мишки приходили буквально пару дней назад, или в это время года могут зайти на станцию, но их всё не было и не было. Впрочем, техника безопасности предполагает, что все готовы ко встрече с медведем, и всегда тщательно осматривают место высадки заранее, чтобы убедиться, что все спокойно. Белый медведь – не бурый. Белый гораздо сильнее, это страшный хищник, с ним не договоришься, от него не убежишь. Сотрудники WWF, команда и мои коллеги рассказали мне основные принципы взаимодействия с белым медведем. При встрече ни в коем случае нельзя убегать: инстинктивно белый медведь начинает преследование, а бежит он очень быстро. Не следует совершать резких движений, нужно вести себя спокойно, и, сохраняя спокойствие, отойти с дороги животного и постараться отъехать от места на лодке. В крайнем случае помогает резкий звук – например, можно пустить сигнал охотника в воздух рядом с медведем. 

Эти знания пригодились мне в самом конце экспедиции: мы все-таки увидели белого медведя на Югорском полуострове. Сначала приняли решение не делать высадку в этом месте, но медведь позже ушел, и мы смогли провести необходимые работы.

ПОЛЯРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

«КАРТЕШ»

Логотип проекта "Полярная экспедиция "Картеш"